Ретриверы Калиниградской области

Форум для владельцев, заводчиков и любителей ретриверов.
 
ФорумКалендарьЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход

Поделиться | 
 

  Воспитательная дрессировка (ВД)

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 367
Дата регистрации : 2013-01-26
Возраст : 40

СообщениеТема: Воспитательная дрессировка (ВД)   Пн Янв 28, 2013 9:34 pm

Воспитательная дрессировка (ВД)

Воспитательная дрессировка (ВД) предназначена для щенков 2-3х месячного возраста.
В воспитательную дрессировку входят основные упражнения ОКД: хождение рядом, подзыв собаки, приучение к месту, посадка, укладка, стойка и т.п. Разница состоит лишь в требованиях, предъявляемых к щенкам. Занятия по воспитательной дрессировке щенков проводятся с учетом возраста собак, сами занятия - короче, перерывы - дольше. Кроме того, инструктор рассказывает владельцам о том, как избежать возможных ошибок в воспитании маленького питомца. Таким образом, воспитательная дрессировка - это как бы "подготовительные курсы" для ОКД и УГС. Как правило, занятия со щенками плавно переходят в Общий Курс Дрессировки (ОКД).

Что входит в воспитательную дрессировку щенка.

В воспитательную дрессировку входят те же навыки, что и в основной курс дрессировки, только с меньшей нагрузкой.

Навыки:

1. Движение собаки рядом с дрессировщиком. Команда «Рядом!»

2. Повороты на месте - направо, налево, кругом. Команда «Рядом!»

3. Подход собаки к дрессировщику. Команда «Ко мне!»

4. Посадка собаки. Команда «Сидеть!»

5. Стойка собаки. Команда «Стоять!»

6. Укладка собаки. Команда «Лежать!»

7. Возвращение собаки на место. Команда «Место!»

8. Команды выдержки: Сидеть, Лежать, Стоять.

9. Свободное состояние. Команда «Гуляй!»

10. Подача предмета. Команда «Апорт!», «Дай!»

11. Показ зубной системы, отношение к наморднику

Что такое воспитательная дрессировка и зачем она нужна?

Воспитывать и учить собаку нужно сразу, как только она попала в Ваш дом. Зоопсихологи считают, что лучший период для обучения - с 7-16 недель. Именно в этот период занимаются учебно-воспитательной дрессировкой. И, конечно, делается это дома вместе с инструктором, а не на площадке.

Необходимо научить малыша жить по правилам Вашей семьи и окружающего его мира, объяснить ему что хорошо, что плохо.
Для того, чтобы сохранить индивидульность вашего воспитанника, конечно нужен индивидуальный подход. Занятия с 2-5 месячными щенками могут быть только индивидуальными.

В любой породе заложено много хороших качеств. Но пытаясь адаптировать собаку для проживания в доме, в городе нам чаще приходится заглушать или уметь управлять многими инстинктами. Поэтому наивно рассчитывать, что Ваша собака будет сама по себе вести себя так, как бы Вам этого хотелось.
Если Ваш щенок начал проявлять непослушание, нужно хотя бы проконсультироваться с кинологом или зоопсихологом о причинах такого поведения.

Когда начинать дрессировать собаку?

Как только щенок появился у вас в доме, сразу приступайте к воспитанию!
Воспитание собаки осуществляется с целью реализации её наследственного (генетического) потенциала, формирования правильных социальных отношений и умения взаимодействовать с человеком, а также обучения необходимым навыкам и стереотипам поведения. В наследственной программе развития каждой собаки заложена необходимость научиться в раннем возрасте всему, что в основном нужно для жизни. Поэтому именно в щенячьем возрасте должно проводиться воспитание собаки, то есть в период формирования мозга и активнейшего развития психики.
Самый удачный возраст для воспитания щенка с учетом импринтинга (запечатления) приходится на 1,5 - 5-месячный возраст. Собака еще как чистый лист, впитывает как губка – только вкладывай! Ведь детей вы начинаете воспитывать как можно раньше, так зачем же давать хищному животному расти как трава до полового созревания, а потом начинать его ломать и корректировать, когда можно в нужном возрасте успеть привить ему «правила хорошего тона»! Поэтому не откладывайте с прохождением воспитательной дрессировки!

В период с 2-х до 5-ти месяцев необходимо успеть познакомить щенка с как можно большим количеством раздражителей на прогулке и дома. Щенок еще зависим от хозяина, воспринимает его пока как вожака. Следует как можно сильнее закрепить эту зависимость, постоянно ориентируя его на себя. Необходимо сформировать у щенка социальную потребность, то есть потребность в хозяине, потребность в положительных ощущениях со стороны владельца и игровую потребность, сформировав при этом безразличное отношение к посторонним людям и собакам. Ранний период важен и с точки зрения формирования иерархических взаимоотношений в семье - пока щенок еще мал, легко справиться с его иерархической агрессией.

Евгения Коровина.

Воспитание щенка

О том, чем, когда и сколько кормить собаку, написано много. Это дело индивидуальное для породы и возраста. Hо одинаково важно для больших и мелких, для толстых и худых быть воспитанным.

Дрессировать свою собаку вы можете начать с понедельника, а можете вообще не заниматься этим тягостным делом, но воспитывайте ее всегда, даже когда очень не хотите этого делать.

Что-то вам нравится, что-то вы не любите, вчера отшлепали, завтра похвалили. Глядишь, и накопилось у собаки достаточно информации о том, что можно, а чего нельзя, как себя нести в одной ситуации, и как себя не вести в другой.
Бессознательное воспитание штука приятная, потому что ненавязчивая. Hо в результате вы вдруг обнаруживаете на противоположном конце поводка существо, готовое всех облизать, или трусливое, или жрущее с земли все подряд и плюющее на хозяина так откровенно, что становится стыдно перед прохожими. Тем более, что исправить поведение подросшей собаки, ой, как трудно.

Например, очень редко удается отучить невоспитанную (читай: "неправильно воспитанную") собаку годовалого возраста подбирать с земли. Hо воспитательными приемами можно предотвратить такое поведение.
Правила поведения за столом совсем не сложны, их воспитательная ценность заключается в постоянстве применения и неукоснительности соблюдения вами, членами вашей семьи, гостями и другими прочими посторонними.


Правило первое. Есть собака может и должна только из своей миски или из рук. Никогда не давайте собаке есть в других ситуациях. Со временем только вид миски будет вызывать у собаки пищевое поведение. Все, что вы хотите дать собаке, кладите в миску.


Правило второе. Поедать пищу собака должна только по команде. Команда может быть произвольной. Если щенок совсем маленький, придерживайте его, не давая уткнуться в миску секунд 15-30, а затем по команде разрешайте. Если щенок подрос, усаживайте его перед полной миской и постепенно увеличивайте выдержку. Никогда не позволяйте собаке есть без команды.


Правило третье. Никогда не давайте возможность собаке подобрать с пола или земли. Если кусочек выпал из миски, упал с руки, вывалился из пасти собаки, - он становится табу для щенка. Бить при этом щенка не обязательно. Достаточно придерживать его или отталкивать, тут же предлагая ему пищу с руки и по команде. Упавший кусочек нужно демонстративно убрать. Hе скармливайте собаке только что поднятый кусочек. С 2-3 месяцев можно проводить специальные занятия. Давая собаке "лакомство", нарочно роняйте некоторые кусочки. Если щенок потянется за упавшим кусочком, слегка отдерните его и тут же предложите другой с руки и по команде. С возрастом тренируйте щенка все дольше сидеть над упавшей пищей, время от времени скармливая кусочки с ладони. Когда щенок, увидев, как упал кусочек, бросится не за ним, а к вам и будет требовать свое, поставьте себе оценку отлично и переходите к другому уроку. Двигаясь с собакой на поводке, выбрасывайте по ходе движения горсть "лакомства" и, минуя его, добивайтесь, чтобы собака тянулась не к нему, а к вашей руке.


Правило четвертое. Никогда не позволяйте посторонним подкармливать вашу собаку. Собака не должна брать пищу от посторонних, но при этом не бояться протянутой руки с кормом и не быть агрессивной. Это очень важно, особенно в условиях больших городов, когда в любой момент собаке могут протянуть конфету или пряник влюбленный в животных ребенок или сердобольная старушка. Создать такое поведение не так трудно, как кажется. Главное дать понять собаке, что человек, даже протягивая "лакомство", никогда не даст его съесть. Просто не даст. При этом делать больно щенку также нежелательно, как и делать вид, что его боятся. Давайте запомним: и агрессия, и трусость одинаково нежелательны. Безразличное отношение собаки к протянутому корму достигается путем нескольких тренировок, во время которых вы просите родственников, знакомых и знакомых ваших знакомых предлагать собаке пищу и не давать ее, вовремя сжимая ладонь в кулак. Желательно, чтобы таких посторонних было бы побольше. Щенок быстро запомнит 2-3 постоянных помощников и все пойдет "коту под хвост". Очень полезно, после того как пищу предлагали чужие, похвалить щенка и дать несколько кусочков из своего кармана. Воспитательное значение таких приемов заключается в том, что хозяин не отменяет напрочь пищевое поведение, что сделать у щенка невозможно, так как оно у молодой собаки доминирующее, а переориентирует его. Попытка отмены пищевого поведения приведет только к тому, что собака начнет искать новые способы и пути удовлетворения своей пищевой потребности, невзирая на источники.


Правило пятое, суть которого заключается в постоянстве соблюдения всех правил. Дело вот в чем, оказывается: затормозить какое-то поведение, то есть сделать его невоспроизводимым в будущем, можно, исключив то, что его подкрепляет. В нашем случае собака перестанет наклоняться к пище на земле или тянуться к ладони постороннего, если это не будет приводить к получению пищи. Такое поведение теряет целесообразность - чего без толку тянуться- то?! Hо если иногда, время от времени, изредка, вашей собаке удается съесть в таких ситуациях кусочек, то, как это ни странно, поведение не только не исчезнет, а наоборот, бороться с ним станет еще сложнее. Как показали лабораторные исследования ученых, условно-рефлекторную реакцию можно выработать при 25 процентах вероятности подкрепления. Конечно, такая реакция вырабатывается труднее, чем и случае 100 процентов подкрепления, но угашается с еще большим трудом. Животное становится готовым к тому, что подкрепляется не каждая реакция, что нужно воспроизвести реакцию 3-4 раза, чтобы получить подкрепление. В этом и заключается эффект так называемого вероятностного или вариационного подкрепления. Так что если вы халатно относитесь к обязанностям воспитателя, то есть допускаете вероятностный режим подкрепления, то поведение, с которым вы боретесь, не только не ослабнет и не исчезнет, а наоборот упрочнится, станет еще крепче. В такой ситуации остается только одно - сделать пищу на земле или на ладони постороннего сигналом боли. Hо это уже не для щенков.

Владимир Гриценко.

Тесты для семинедельных щенков

ТЕСТ 1. Контактность.
Войдя в помещение, тестирующий сажает щенка на середину комнаты и делает несколько шагов в сторону двери. Затем садится на корточки и рукой манит к себе щенка. Степень контактности, доверчивости и самостоятельности щенка определяется по тому, подходит ли он к человеку и как:

• подходит тут же, хвост поднят, скалится, хватает руки зубами (А);
• подходит без задержки, хвост поднят, лает (В);
• подходит без задержки, хвост опущен (С);
• подходит медленно, хвост опущен (Д);
• не подходит (Е).


ТЕСТ 2. Следование за человеком.
Человек удаляется от щенка нормальным шагом. По манере сопровождения или несопровождения определяется степень независимости характера щенка:

• идет с готовностью рядом, хватает тестирующего за ноги, хвост высоко поднят (А);
• идет с готовностью, хвост высоко поднят (В);
• идет за человеком с готовностью, хвост держит низко (С);
• идет медленно, хвост держит низко (Д);
• за человеком не идет, уходит от него (Е).


ТЕСТ 3. Послушание.
Щенка осторожно кладут на бок, подхватывают его рукой под грудь. Щенок, оказавшийся в таком положении, своим поведением покажет, как он воспринимает физическое и социальное доминирование человека. Щенок, имеющий склонность к доминированию, будет активно сопротивляться.
Буквенного ключа этот тест не имеет.


ТЕСТ 4. Социальное доминирование.
Щенка за холку переворачивают на спину. Его поведение продемонстрирует реакцию на доминирование человека. Щенок с выраженными задатками лидера скалится на руку, рычит и кусается. Щенок с задатками независимого характера будет держаться совершенно спокойно. Щенка необходимо удерживать в таком положении до тех пор, пока не будет четко определена манера его поведения:

• борется, сопротивляется, кусается (А);
• борется, сопротивляется (В);
• двигается, лижет руки (С);
• вертится, чтобы лизнуть руки (Д);
• замирает и ждет (Е).


ТЕСТ 5. Чувство собственного достоинства.
Щенка берут снизу за живот скрещенными руками таким образом, чтоб он мог вас видеть, и удерживают в этом положении в течении 30 секунд:

• сопротивляется энергично, рычит, кусается (А);
• сопротивляется энергично (В);
• сопротивляется, затем перестает, лижет руки (С);
• не сопротивляется совсем, лижет руки (Д).

Одновременно можно тестировать всех имеющихся щенков подходящего возраста. В этом случае в горизонтальной линии располагают клички щенков, а под каждой кличкой в столбик ставят буквы, обозначающие результаты каждого теста. В итоге под каждой кличкой образуется вертикальная колонка из четырех букв. Сочетание букв будет разным, и на основании ключа к тестам вы получите следующие характеристики и рекомендации:

а) Два А, а также В:
• агрессивен, может укусить, если до него дотронуться;
• не рекомендуется детям, подросткам и пожилым людям;
• жестких методов дрессировки не применять.
Будет иметь тенденцию защищать хозяина от опасности.
б) Три и более В:
• собака с задатками лидера, преданная, с ярко выраженным духом соперничества;
• для детей не рекомендуется;
• хорошие задатки для охотничьих и служебных собак.
в) Три и более С:
• идеальный компаньон;
• рекомендуется для детей и пожилых людей.
г) Два и более Д с одним или более Е:
• очень покорная собака для установления контакта с человеком, потребует много усилий при воспитании;
• в общении с детьми не создает никаких проблем;
• укусить может только в виде защиты при жестоком обращении.
д) Два и более Е (особенно Е в тесте 4):
• с трудом идет на контакт, должен воспитываться по специальной методике. Если встречаются реакции В и С, то агрессивность щенка вызвана страхом. Если несколько раз отмечена реакция Д, щенок может обнаружить склонность к бегству;
• не рекомендуется для детей и подростков.
е) Когда реакции А и В плохо разграничиваются, повторить тест в другом помещении.


(автор системы тестов американский психолог Уильям Кэмпбелл; система позволяет точно выявить задатки собаки по поведению щенка - Campbell W. Be have our problems in dog. 1975г.)

Психологические тесты для щенков

Чтобы правильно воспитать, а затем выдрессировать щенка, дрессировщик должен знать его характер. Разумеется, каждый дрессировщик имеет свое, субъективное представление о нем. Но важно подтвердить или опровергнуть это представление с помощью объективных методов оценки.

Одним из методов получения объективной информации о характере щенков и их пригодности к дрессировке по различным службам (защитно-караульной, караульной, розыскной и т. д.) может стать тестирование, основные принципы которого разработаны американским кинологом и дрессировщиком Ц.Плаффенбергером. Плаффенбергер длительное время занимался дрессировкой собак - проводников слепых и тесты разработал для щенков, подготавливаемых к этой службе.

Применять их механически к щенкам, дрессируемым по другим видам служб, невозможно. Для отбора щенков, предназначенных к другим видам служб, вышеуказанные тесты переработал западногерманский кинолог Ф.Ганз.

Щенки подвергаются тестированию в возрасте 8-10 недель. Результаты тестов выражаются в очках для сравнимости.

Тесты разделяются на 3 группы и определяют:
1. Отношение к незнакомому человеку.
2. Отношение к незнакомым звукам.
3. Отношение к незнакомым предметам.

1. Отношение к незнакомому человеку.

1-й тест (8 недель). Щенок помещается за ограду размером 1х1 м. Помощник приближается и останавливается на расстоянии 15 м от ограды, потом идет к щенку, разговаривает с ним обычным тоном и пытается его погладить. Дрессировщик в это время отсутствует.

2-й тест (9 недель). Через минуту после отхода дрессировщика 4 помощника подходят к щенку с четырех сторон одновременно, останавливаются на расстоянии 15 м и минуту выжидают, потом подходят к щенку и, ласково разговаривая с ним, пытаются сначала одновременно, затем поочередно его погладить.

3-й тест (10 недель). Щенок свободно бегает один. В подходящий момент помощник быстро подбегает к нему на расстояние около 2 - 3 м, приседает к щенку на минуту и затем поступает, как в первом и втором случаях.
Желательная реакция - дружелюбие, спокойное отношение щенка к людям, отсутствие признаков агрессивности, что часто бывает признаком страха.
Для сопоставимости результатов помощниками должны быть одни и те же лица, выполняющие все действия строго единообразно,

2. Отношение к незнакомым звукам.

Тесты на звуки проводятся в обстановке, знакомой щенкам. У щенков проверяется реакция соответственно на свист (свисток), выстрел (из стартового пистолета), сирену автомобиль.
Расстояние между щенком и источником звука - 5 м. Каждый звук повторяют через 1 ч. Повторение требуется тогда, когда реакция неотчетлива. Желательно, чтобы щенки спокойно относились к звукам и настораживались в направлении их источника.
Хорошо, если щенок во второй раз реагирует на звук спокойнее, чем в первый.
Ясно, что для всех щенков должны использоваться одни и те же свистки, сирены и т. д.

1-й тест (8 недель). Свисток.
2-й тест (9 недель). Стартовый пистолет,
3-й тест (10 недель). Автомобильная сирена.
Дрессировщику-любителю следует ограничиться проверкой реакции на свист, второй и третий тесты могут применяться при выращивании щенков в питомниках в условиях жесткой отбраковки. Приучать щенка к резким звукам нужно постепенно.

3. Отношение к незнакомым предметам.

В этой группе тестов используют следующие предметы: флажок (кусок грубой ткани, укрепленный на пруте), маленькая цепочка (металлический ошейник), зонт, детский автомобиль длиной около 60 см.

1-й тест (8 недель). Флажком машут перед щенком,
2-й тест (8 недель). Цепочку несколько раз встряхивают перед щенком и неожиданно роняют на землю.
3-й тест (9 недель). Человек (владелец или другой хорошо знакомый человек) подзывает к себе щенка, и когда тот находится от него на расстоянии около 2 м, внезапно раскрывает зонт, направив его в сторону животного. Зонт раскрывают не над головой, а по направлению к земле. По окончании испытания щенка нужно подозвать и приласкать.
4-й тест (10 недель). Перед щенком несколько раз провозят туда-обратно детский автомобиль на длинном шнуре. Проводить тесты с щенками, ранее видевшими раскрываемый зонтик, а также детский автомобиль, и стоящий, и когда его везут, нельзя.


Все тесты проводятся в обстановке, знакомой щенку. Желательная реакция - интерес, лишенный страха. Равнодушное отношение также не будет недостатком.

Перед тестированием не допускаются какие-либо игры, длительные, утомительные прогулки. Здесь важно, чтобы щенок был здоров и спокоен.

У щенка не должно быть ни внутренних, ни наружных паразитов.

Все данные, полученные при помощи тестов, тщательно протоколируются.

Реакции щенков оцениваются по 5-балльной шкале.

Высшую оценку "1" получают щенки, не проявившие никакого страха и стремления убежать. По отношению к человеку не проявляют робости.

Оценку "2" получают щенки, проявившие кратковременный испуг. Остальные реакции как при оценке "1".

При оценке "3" щенки явно испуганы, успокаиваются через некоторое время, в дальнейшем избегают предметов и людей, вызвавших страх, по отношению к человеку проявляют некоторую робость.

При оценке "4" страх выражен очень отчетливо, требуется время, чтобы он прошел, щенки избегают предметов и людей, которых испугались. По отношению к человеку ведут себя робко и заискивающе.

При оценке "5" поведение щенка сходно с предыдущим, но страх проходит через длительное время и иногда не полностью.

Обобщая результаты многочисленных тестов, Ф.Ганз сделал выводы:

а) щенки, которые выдержали один тест, в другом могут получить плохую оценку;
б) определенная часть щенков успешно выдерживает все тесты и наоборот;
в) реакции большинства щенков в однотипных ситуациях сходны;
г) однопометники в одинаковых условиях реагируют различно.

Эффективность применения тестов достаточно высока. До применения тестов их автор достигал желаемого уровня дрессировки только 1 щенка из 10, отобранных им. При этом он принимал во внимание только характеры родителей щенков. Когда же Ц.Плаффнбергер применил тесты, то результаты резко изменились. Из 10 отобранных в результате тестирования щенков 9 успешно осваивали курс дрессировки.

Предполагается, что тестирование может служить одним из методов селекции. Исходя из принципов этого метода, к племенному использованию должны допускаться только те собаки, которые ранее при тестировании получали оценку не выше "2", а собаки, получившие плохие оценки, но сравнительно успешно выдрессированные опытным дрессировщиком, отбраковываются.

С другой стороны, результаты тестов могут с определенной степенью вероятность указать, сколько усилий нужно приложить при дрессировке той или иной собаки.

Переоценивать возможности тестирования не стоит, но и принижать его достоинства тоже. Ценность метода заключается в более объективной оценке характера щенка по сравнению с другими методами, например, оценкой поведения щенка в нестандартной ситуации или особенностями характера родителей.

Тесты покажут, как часто щенок общался с людьми в фазе запечатления (импринтинга). Кстати, это может оказать определенное влияние на результат теста по отношению к человеку.


Источник: Е. А. Доброцветова, "Служебное собаководство" 1989
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://retriver39.forum2x2.ru
 
Воспитательная дрессировка (ВД)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Ретриверы Калиниградской области :: Общий раздел :: Соображеня относительно покупки, содержания и ухода за собакой :: Содержание и уход-
Перейти: